Тренды в клининге в 2023 году (часть 1)
Сегодня мы поговорим о том, куда движется клининг как отрасль, какие ключевые тенденции можно выделить в 2023 году. Иными словами, сегодня попробуем слегка приоткрыть завесу будущего и порассуждать о том, каким оно может стать как для владельцев клинингового бизнеса, для клинеров, работающих по найму, так и для заказчиков клининговых услуг.
Автоматизация клининга
Пожалуй, автоматизацию можно с полным правом назвать ведущей тенденцией в клининге в настоящее время. Разработчики и изобретатели именно в этой теме добились наибольших успехов. Во многом, конечно, подобный прогресс связан с модой на IT, что привлекает в отрасль талантливых и способных людей.
Автоматизация в клининге четко делится на 2 направления:
Разработка роботов и специальных устройств на замену человека в процессе уборки. Их преимущества заключаются в том, что они помогают ускорить уборочный процесс и снизить нагрузку на фонды оплаты труда, что, в свою очередь, влечет за собой увеличение рентабельности клинингового бизнеса. В нашем блоге мы ранее упоминали о роботах в клининге, например, о роботе-уборщике от Pudu (https://azbukauborki.ru/robot-uborshhik-pudu-cc1-sovremennaya-serijnaya-razrabotka-dlya-avtomatizacii-klininga/) или о коммунальном роботе-уборщике Пикселе (https://azbukauborki.ru/kommunalnyj-robot-uborshhik-piksel-razrabotka-rossijskoj-kompanii-avtonomika/). Почитайте эти посты, чтобы иметь представление о характеристиках современных клининговых роботов и о спектре задач, которые они способны выполнять.
Создание программного обеспечения и мобильных приложений для планирования и контроля за качеством уборки. Здесь все просто: программное обеспечение наиболее эффективно работает в связке с роботами-уборщиками, поскольку в программе для робота можно задать последовательность и объем уборки, а также отслеживать, где он находится и что делает.
Разработка и применение экологически чистых средств
Экологическая повестка, конечно, имела значение уже лет 30 назад в США и Европе, но не настолько, чтобы крупные транснациональные компании перекраивали из-за нее методы ведения бизнеса. Однако, за последние 10 лет идея борьбы с изменениями климата стала значительно влиять на поведение и привычки богатых людей и среднего класса — владельцев клинингового бизнеса и потребителей клининговых услуг. Эта идея местами спорная, но факты — вещь упрямая: поскольку люди учитывают в своих решениях проблемы экологии, и это преимущественно платежеспособные люди, то компании, производящие чистящие и моющие средства, вынуждены подстраиваться под их потребности. Кроме того, в следовании экологическому тренду со стороны компаний имеет место быть банальный утилитарный подход: клиенты готовы платить больше за товары и услуги, производимые и оказываемые с учётом экологических требований, следовательно, такие товары и услуги становится выгодно производить и оказывать.
Побочным положительным эффектом такого подхода можно назвать создание моющих средств, которые не только не агрессивны к окружающей среде, но и практически не влияют негативно на здоровье людей.
Нехватка квалифицированных работников
Проблема здесь заключается в том, что уборочная техника усложняется, управлять и обслуживать ее становится все сложней, и, грубо говоря, «человек с улицы» сходу уже не справится с этими задачами. Однако, ввиду того, что профессия клинера в плане престижности очевидно проигрывает многим профессиям, то привлечь в клининг толковых работников — та ещё головоломка. А это означает недостаток квалифицированных специалистов. В свою очередь, это приводит к тому, что клининговые услуги оказываются дольше по времени и хуже по качеству. А это означает снижение прибыльности клинингового бизнеса, а в худшем случае — и разорение.
Решить вопрос с учётом текущих трендов возможно 2 способами. Само собой, есть и другие варианты, но, на наш взгляд, наши предложения решают проблему на корню:
Активнее идти в разработку и внедрение роботов-уборщиков и средств автоматизации. Цель — постепенное уменьшение потребности в использовании труда людей, что приведет к сокращению персонала в клининговых компаниях. Следовательно, проблема нехватки квалифицированных кадров будет решена радикально.
Пока роботы не захватили клининговую отрасль и не вытеснили оттуда людей, есть смысл в создании положительного образа уборщика, в его незаменимости, в том, что без клинеров мы все утонем в грязи и покроемся метровым слоем пыли. Идея в том, чтобы убрать общественный стереотип, будто в уборщики идут только лузеры, которые ничего не умеют, ничему не учились и не хотят учиться. Хотя, стоит признать, что этот стереотип силен и победить его практически невозможно.